Пневмония считается довольно опасным заболеванием, требующим нахождения пациента в больничном учреждении даже при лёгкой форме. В это время за ним ведётся активное наблюдение, и это входит в обязанности медсестёр. Сестринский процесс при пневмонии заключает в себя уход, наблюдение и обслуживание больного.
Причины и задачи сестринского ухода
Независимо от того, какая форма пневмонии у пациента, внебольничная или приобретённая в условиях стационара, он требует внимательного наблюдения и активного ухода. Есть много причин, почему этим занимаются медсёстры:
- У врача нет возможности находиться постоянно в отделении. Как правило, почти у каждого доктора есть свой приёмный кабинет в поликлинике, где он должен отбыть свои часы. Также у врача много работы с бумагами, поэтому он не может держать под постоянным контролем состояние пациента.
- Больные с воспалением лёгких всегда нестабильны, у них в любой момент может наступить критическое состояние.
- Если пациенту с пневмонией, особенно приобретённой в стенах больницы, вовремя не оказать квалифицированную помощь, может потребоваться реанимация, иначе наступит смерть.
- В первые дни большая часть препаратов вводится внутривенными инъекциями и капельницами.
На основании всего этого сестринский уход при пневмонии имеет следующие задачи:
- Контролировать общее состояние больного, регулярно измерять температуру, артериальное давление, частоту дыхания и сердцебиения.
- Приносить пациенту лекарства и таблетки и следить, чтобы он их принял. Вводить назначенные врачом препараты в инъекциях или капельницах.
- Следить за пациентом, беседовать с ним о его самочувствии, сне, болевых ощущениях, стуле и сообщать врачу о его состоянии.
Именно благодаря сестринскому уходу можно избежать осложнений и ухудшения состояния пациента.
Этапы
С самого первого дня поступления в стационар и до дня выписки, больной находится под патронатом медсестры. Её работа делится на четыре этапа.
I этап
В обязанности медсестры на первом этапе входит ознакомление больного с внутренним устройством больничного отделения, с условиями содержания и правилами поведения. Медсестра должна представиться и объяснить больному, где находится туалет, столовая, процедурная, сестринская и другие помещения. Она показывает пациенту, как вызвать помощь, если вдруг ему станет плохо.
На этом этапе медсестра старается наладить контакт с больным, чтобы узнать проблемы пациента и то, как он относится к своему заболеванию, какие у него предрассудки и страхи. В это время важно успокоить заболевшего человека и вселить в него надежду, что всё будет хорошо, и он обязательно поправится. Не следует рассказывать ему о предшествующих пациентах, которым не помогло лечение в этом стационаре у этого лечащего врача.
Следует обращать внимание на положительные моменты из истории больницы и убедить больного, что ему досталась самая счастливая койка этого отделения.
После размещения пациента медсестра заполняет историю болезни и даёт ему на подпись документ. В нём указано, что больной согласен на лечение и ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с обязанностями медперсонала.
После этого сестра собирает анамнез больного. В него входят следующие пункты:
- Есть ли какие-то хронические и инфекционные заболевания у пациента.
- Принимает ли он какие-то лекарства.
- Есть ли аллергия на медикаменты или пищевые продукты.
- Какими вредными привычками страдает пациент.
- Проводили ли больному когда-нибудь переливание крови.
- Есть ли у него страх крови, как он относится к физической боли, какой у него сон и стул.
- Какая у пациента свето- и звукочувствительность, есть ли слабость и головная боль.
Особое внимание медсестра обращает, как больной идёт на контакт, как он относится к своему состоянию и не страдает ли он морально.
После сбора анамнеза, она выставляет свой диагноз. В него она вписывает все необходимые моменты: основное заболевание, сопутствующее, аллергию, нервное состояние.
II этап
На втором этапе в обязанности медсестры входит составление корректирующего плана, помогающего в дальнейшем осуществлять правильный уход за больным воспалением лёгких в зависимости от его отдельного случая и особенностей его состояния. Например:
- При нарушении дыхательных функций больному нужно проводить кислородную ингаляцию и при этом следить за картиной крови.
- При жалобах на головную боль, надо определить, какое обезболивающее лучше всего подходит пациенту.
- При интоксикации с повышенной температурой нужно капельное вливание физраствора с небольшим количеством мочегонных средств.
После того как составление плана закончено, медсестра утверждает его у врача отделения.
III этап
Когда все предполагаемые мероприятия согласованы с лечащим доктором, медсестра приступает к выполнению плана действий. Она должна точно выполнять всё, что предписано врачом.
Особое внимание она должна уделять правильному приёму медикаментов. Медсестра приносит больному таблетки, делает внутривенные и внутримышечные уколы с антибиотиками и внимательно следит за тем, какое действие производят лекарства на пациента.
В том случае, если медсестра замечает, что у больного появились побочные эффекты, аллергическая реакция или лекарственная непереносимость препарата, она немедленно сообщает об этом врачу.
Ещё один пункт, за который лежит ответственность на среднем медицинском персонале, это условия, в каких пребывает пациент. Медсестры должны следить за:
- Температурным режимом в палате. В комнате должно быть около 24 градусов тепла. Более высокая температура способствует размножению бактерий, а более низкая даёт предпосылки для появления у больного простуды с инфекционным происхождением.
- Чистотой в помещении. Медсестра должна следить за работой санитарок, чтобы нигде не оставалось пыли, чтобы был порядок в тумбочках и холодильнике.
- Положением больного на кровати. Как правило, это лежачие больные и за ними нужен особый уход. Если пациент тяжёлый и неспособен сам повернуться, ему надо помогать поворачиваться с одного бока на другой. Длительное однообразное положение приводит к пролежням на участках тела, соприкасающихся с постелью. Кроме того, возникает застойное явление в лёгких, и состояние больного может ухудшиться. Сестринская помощь при пневмонии включает в себя регулировку положения больного на специальной кровати. Необходимо приподнимать часть кровати у изголовья, чтобы он находился в положении полусидя.
- Медицинскими атрибутами. Медсестра должна следить за состоянием ингаляторов, масок, катетеров и других приспособлений.
- Обучением больных. Пациентов, не умеющих правильно пользоваться различными аппаратами, обучают медсёстры.
- Гигиеной. Медсестра следит за осуществлением процедур, связанных с гигиеническими мероприятиями пациента.
- Вовремя проводимыми процедурами. Сестринский процесс при пневмонии включает напоминание больному о времени, месте и условиях проведения тех или иных обследований и процедур.
- Агитацией к активным действиям. Медсестра должна заставлять больного больше двигаться и вставать, при первой же возможности. Но при этом следить, чтобы больной не переутомился.
Она обязана постоянно контролировать температуру и артериальное давление. О любых отклонениях от нормы должно быть доложено врачу.
К потенциальным проблемам при пневмонии относятся пролежни, дыхательная и сердечная недостаточность, хроническое течение, осложнения.
IV этап
На этом этапе медсестра должна контролировать результативность проводимого лечения. При правильном уходе, внимательном наблюдении и своевременном докладе, врачу легче составить терапию и оценивать её действие.
Как показала практика, больные быстрее идут на контакт с младшим медперсоналом, чем с врачом. Сказывается длительное общение и возникновение доверительных отношений. Поэтому пациенты быстрее расскажут о своих проблемах медсестре, чем доктору.
При помощи медсестёр больные выздоравливают быстрее. Особенно это заметно у детей и людей пожилого возраста. Этой категории пациентов особенно нужно чьё-то внимание. Добрая медсестра может успокоить, подбодрить и поднять настроение больному, что благоприятно сказывается на всеобщем самочувствии.