Нарушение фонематического слуха у детей

Нарушение фонематического слуха — патология при которой ребёнок не может полноценно выговаривать и воспринимать мозгом отдельные слоги. Так, например, вместо слова «коза» он слышит «коса», вместо «птица» — «пицца».Что такое фонематический слух

Эта особенность сильно мешает общаться малышу, в дальнейшем провоцируя развитие множества комплексов. Чтобы избавиться от легастении, необходимо как можно раньше начинать лечение крохи в кабинете логопеда.

Общие сведения

Особенностью заболевания являются отклонения в головном мозге на тех участках, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Все слова состоят из фонемов (слогов). Когда у ребёнка наблюдается нарушение фонематического слуха, он неправильно понимает услышанные слова. Более того, наблюдаются трудности с их произнесением.

Основное развитие закладывается до 3 лет, после этого возраста исправить речевые дефекты гораздо сложнее. Определить наличие патологии может только логопед после беседы с маленьким пациентом.

В России не более 2-3% легастенников, а заболевание у таких малышей выражено не сильно.

Как проявляется нарушение

Несмотря на то, что заболевание идёт из мозга, дети с проявлениями легастении не отличаются по интеллектуальным способностям от сверстников. Проблема кроется именно в неправильном распознавании слов, которые начинаются с одних и тех же букв, при этом имеют похожие слоги.

Такая проблема существенно мешает ребёнку учиться, воспринимать информацию, общаться. Во время разговора малыш может путать буквы и слоги, то же самое происходит при чтении, письме.

Если ребёнок с раннего возраста неправильно произносит фонемы слова, проглатывает окончания или путается во время чтения, можно заподозрить наличие легастении. Однако диагноз должен ставить детский логопед.

Причины

Нарушение фонематического слуха у детей развивается по различным причинам. Они могут крыться ещё в перинатальном периоде или в генетическом коде, также среди предрасполагающих факторов специалисты отмечают другие психологические отклонения.

Когда риск развития легастении повышается:

  • тяжёлые внутриутробные инфекции;
  • родовая гипоксия;
  • генетическое нарушение, при котором преобладает только одно полушарие мозга;
  • инфекционные болезни в детском возрасте (например, менингит, энцефалит).Симптомы менингита

Существует также вторичные нарушения, которые диагностируются у 80-90% всех маленьких пациентов с признаками легастении.

К таким можно отнести:

  • тяжёлые психологические потрясения — невроз, депрессия, длительный страх, утрата близкого человека (особенно, до полного формирования речи);
  • гиперактивность — проявляется неспособностью мозга улавливать большое количество информации, из-за чего ребёнок быстро переключается с одного дела на другое;
  • психосоматические проявления — к ним относятся физиологические расстройства (например, рвота, головная боль, слабость желудка) на фоне психологических стрессов, особенно, у дошкольников перед первыми занятиями;
  • неправильная социальная оценка себя — из-за избыточной критики ребёнок практически начинает верить в свою неспособность что-либо делать.

Чем больше предрасполагающих факторов в жизни малыша, тем выше риск возникновения подобных нарушений слуха.

Симптомы и диагностика

Полноценно определить заболевание может только соответствующий специалист. Для проведения полной диагностики ребёнок пройдёт несколько тестов у логопеда, среди которых написание, зачитывание текстов или повторение информации на слух.

Как проявляется легастения:

  • нарушена мелкая моторика, концентрация внимания;
  • неспособность запоминать большое количество информации;
  • неправильные буквы при письме, их зеркальное отражение, а также изменение последовательности слогов;
  • неумение правильно определить себя в пространстве;
  • отсутствие крепких социальных контактов;
  • сильные сложности во время учебы (особенно литература, русский язык, математика).

Комплекс полученных данных во время диагностики даёт врачу основания поставить диагноз нарушение фонематического слуха. После этого назначается преимущественно коррекционная терапия, помогающая добиться положительной динамики в исправлении патологии.

Лечение

Исправить нарушение можно только комплексным подходом. Изначально необходимо определить степень заболевания, после чего выстраивать программу дальнейшей терапии. Для этого применяются медикаментозные средства и различные коррекционные уроки.

Медикаментозное лечение

Препараты назначаются только в тяжёлых клинических ситуациях, когда на использование серьёзных лекарственных средств имеются особые основания. Преимущественно назначаются таблетки для терапии сопутствующего психического или психологического отклонения.

При затяжных неврозах и депрессиях показан приём седативных средств, антидепрессантов, лекарств, улучшающих кровоснабжение в голове. Также следует обеспечивать организм ежедневной нормой комплекса витаминов, отвечающих за деятельность головного мозга.

Лекарственные средства должен назначать психолог или психиатр, самостоятельный приём строго запрещается.

Коррекционная работа

Занятия с малышом можно проводить в кабинете логопеда или самостоятельно дома. Они заключаются в восстановлении утраченных навыков разговора, чтения, письма.

Одна из популярных методик

Необходимо написать на листке 5 несложных слов. Несколько раз чётко их проговорить, попросить ребёнка повторять. Затем малыш должен переписывать с бумажки всё те же слова. При каждом правильном написании рядом со словом нужно ставить плюс. Автор методики утверждает, что после 5 плюсов, кроха уже всегда будет писать данное слово правильно.

Максимальное достижение положительной динамики возможно только при комплексном подходе к лечению. Рекомендуется совмещать коррекционную логопедическую работу с медикаментозным лечением, если на то имеется необходимость.

В занятиях с малышом, имеющим фонематическое нарушение слуха, рекомендуется проявлять выносливость и терпение. Не допускается давление на ребёнка, ругань или отчитывание. Следует концентрироваться именно на достижениях, а не на ошибках. Только длительными регулярными упражнениями можно добиться положительного терапевтического результата.

Особое внимание необходимо уделить питанию. Пища должна быть полезной, сбалансированной, содержать большое количество микроэлементов и витаминов. В квартире нужно осуществлять регулярные проветривания, также стоит ежедневно гулять с малышом на свежем воздухе. На улице тоже можно заниматься в форме игры.

Ребёнок должен находиться в состоянии покоя, поэтому изначально необходимо избавиться от психологических проблем, если они имеются. Следует наладить режим дня и отдыха, в доме должен быть положительный эмоциональный фон. Чем легче степень нарушения фонематического слуха, тем выше шансы на полное избавление от патологии.

Прогноз и профилактика

При появлении первых признаков нарушения восприятия и воспроизведения слов, в обязательном порядке следует заниматься с ребёнком. Делать это нужно регулярно, каждый день и каждый час.

Какие методики можно использовать для профилактики:

  • изучать названия и звуки различных музыкальных инструментов, потом угадывать их;
  • акцентировать внимание на разнообразных домашних звуках (например, от стиральной машины, телевизора и других приборов);
  • таким же образом можно слушать улицу (машины, поезда, шум листьев, прибой моря);
  • учиться определять, откуда идёт звук, при этом глаза должны быть закрыты;
  • читать малышу в слух книжки, ритмичные стихотворения;
  • проговаривать различные слоги и слова, при этом показывая карточки с ними;
  • учить маленькие детские песенки, подпевать в такт музыке;
  • запоминать голоса животных.

Конечно, подобные методы профилактики не всегда бывают эффективными. Если у крохи наблюдаются какие-либо отклонения слуха или речи, нужно сразу же обращаться к логопеду, неврологу, психологу. Только комплексный подход, совмещающий в себе лекарственную и методическую терапию, позволит остановить прогрессирование болезни.

В лечении подобных заболеваний важно именно раннее выявление недомогания на первых стадиях, тогда корректировать проблему будет гораздо проще. Немало зависит и от настроя родителей. Тот ребёнок, в которого верят, порой показывает абсолютно немыслимые результаты, неподвластные объяснению ни одной научной литературой.

Видео по теме
Напишите, что вы думаете



Мнения читателей
Оставьте свое мнение первым - автор старался